Поиск в архиве
  Введите ключевое слово
   
  Введите номер выпуска,
  начиная с 645
   
 Разделы
   Авто и транспорт
   Афиша
   В минуту отдыха
   В мире животных
   В нашей общине
   Все для дома
   Гороскоп
   Дети
   Историческое наследие
   Калейдоскоп
   Красота и внешность
   Культура и искусство
   Литература
   Медицина и здоровье
   Наука и технологии
   Недвижимость
   Образование
   Путешествия
   События и происшествия
   Спорт
   Экономика и финансы
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Nash Toronto, Russian information portal, Toronto, Russian newspaper, Russian Toronto, Russian classified, Russian business, русский информационный портал, наш Торонто, Торонто, бесплатные объявления
«Мудрость - это и есть компромисс». Искандер учил людей внутренней свободе
Юлия Шигарева
Искандер давно уже болел, редко появлялся на публике, писать не мог - болезнь отнимала все силы. А умер так, как умирают праведники, - во сне... Он давно болел, а мы, его читатели, всё равно не верили, думали - по­правится. Потому что человек, написавший «Сандро из Чегема», «День Чика», «Кролики и удавы», просто не может умереть - в его книгах так много жизнелюбия, что слово «смерть» с ним просто не вяжется.

О том, чем обязано Фазилю Искандеру наше общество, рассуждает Даниил Дондурей, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино».

Большой и нежный

- Фазиль Искандер воплотил лучшие ожидания эпохи застоя. Между 1965 и 1985 годами люди, которые находились в опустошении брежневского времени, невозможности хотеть, ждать, а главное - дождаться каких-то изменений к лучшему, всю энергию, весь потенциал, накопленный после смерти Сталина и откровений ХХ съезда КПСС, направили на развитие собственной личности. В это время появляется масса писателей.

Но именно Искандер, на мой взгляд, самым тонким образом воплотил в своей прозе эту сложность бытия, эту кавказскую мудрость, интеллект, спаянный с тонкой, мягкой иронией. Несмотря на то что внешне он был человеком большим, грузным, в своих текстах он был очень нежным. И нежность эта - интеллигент­ная. Так же, как и его лукавство, его юмор, которым полны рассказы о дяде Сандро из Чегема, написанные ещё до перестройки, и напечатанные в 1987-м «Кролики и удавы», и «Маленький гигант большого секса», опубликованный в диссидентском альманахе «Метрополь». В его прозе присутст­вует это чувство - что его ждут, что у него есть читатели и они будут благодарны ему. Потому что он поможет им пережить всё то, что происходит вокруг. Он был востребован - и это важно! Поэтому когда сегодня о нём говорят «классик» - это правда.

У него была своя аудитория, которая сегодня немыслима. Таких читателей, которые готовы восхищаться тонкостью слова, умением выстроить сюжет - очень простой, без каких-либо фэнтези, вампиров, покемонов и прочих «наворотов», сегодня нет. Это печально. Поэтому не знаю (хотя и очень надеюсь на обратное, потому что хочется, чтобы большого писателя читали люди в разные времена), останется ли Искандер и для новых поколений гигантом, преодолеет ли эту преграду между аудиторией и серьёзной литературой, которая сегодня выстраивается на многих и многих уровнях, или имя его будет встречаться лишь в литературоведческих монографиях и диссертациях.

Вне кланов

Если бы не случилось перестройки и «Кролики и удавы», написанные ещё в 1982-м, не увидели бы свет, общество наше не получило бы серьёзного социального, юмористического исследования жизни, которого сегодня, к сожалению, никакие каналы ТНТ или СТС, не говоря уже о метровых каналах, не дают. Люди через главный институт современной культуры - телевизор (не говоря уже о литературе, кино и даже о театре) - не получают анализа реальности. Если вы подойдёте к театральной афише Москвы, вы практически не увидите там пьес на современную тему. Во времена творчества Искандера пьес таких (в том числе и у него) было океан. Сегодня художники боятся рассказывать людям, как устроена нынешняя жизнь. А он - не боялся. Он это делал.

Чем запомнился писатель Фазиль Искандер? Мир писателей во все времена полон интриг, но Искандер умел оставаться выше всех этих «разводок». Хотя и печатался в неподцензурном альманахе «Метрополь», но события из этого не делал, публикациями не козырял и при этом был диссидентом большим, чем иные ярые диссиденты. Он был тонкий мыслитель - больший, чем иные философы. Он рассказывал о морали точнее и доходчивее (а я считаю, что отсутст­вие таких рассказчиков - одна из главных драм современного российского общества), чем многие моралисты. Он был вне всевозможных границ. Сам по себе. Словно пришедший из описанного им Чегема. Его и держали - и читатели, и коллеги - за великого дядьку из Чегема, хотя большую часть жизни он прожил в Москве (Фазиль Искандер родился в 1929 г. в Сухуме. Его отец-иранец в 1938 г. был депортирован из СССР. Отца Фазиль больше не видел. Мальчишку взяли на воспитание родственники матери-абхазки из села Чегем. - Прим. ред.). Он учился, потом десятки лет жил и работал в столице, но для тысяч его поклонников оставался абхазцем, случайно застрявшим в Москве и обучавшим людей какой-то непозволительной для них внутренней свободе.

Есть у большого искусства такое свойство: все знают, что Феллини - итальянец, Бергман - швед, а Тарковский - россиянин, но у них есть такие невероятные творческие ресурсы и способность летать, как у персонажей на картинах Шагала, что они становятся людьми мира, преодолевая национальные ограничения. Искандер был из этой плеяды - большой человек огромной советской державищи.

P. S. Несколько лет назад, записывая с Искандером интервью для «АиФ», я спросила у него: «Фазиль Абдулович, вы задумывались когда-нибудь, сколько поколений ещё будут читать ваши книги?» Он задумался... «Мне кажется, они будут жить столько, сколько в них заложено жизненных сил. А это «нам не дано предугадать». Знаете, я довольно долго живу на этой земле, но самые высокие порывы вдохновения вспоминаю как самые счастливые мгновения своей жизни. «Душа всегда должна кровоточить» - слишком пылкое определение писательской натуры. Скорее она должна быть очень неравнодушна. И мудра. Но если говорить откровенно, мудрость - это и есть компромисс. Ибо мудрость есть примирение с жизнью, а оно основано на компромиссе».

Спасибо вам, Фазиль Абдулович, за вашу мудрость, ваш юмор, ваш талант. А мы... Мы будем снова и снова перечитывать ваших «Кроликов», «Сандро», «Чика» - и становиться хоть чуточку, но лучше. Мудрее. Добрее.

www.aif.ru
13 September 2017
Mobile Wet Service
Web design lessons for children